Лизинг прирастает малым бизнесом

После прошлогоднего провала российский рынок лизинга восстанавливается высокими темпами. Главный драйвер роста – высокий спрос со стороны малого и среднего бизнеса, который, по традиции, быстрее других сегментов адаптировался к новым экономическим реалиям и демонстрирует высокий спрос на обновление и расширение парка транспорта и оборудования.

По предварительным оценкам Национального рейтингового агентства (НРА), количество новых предметов лизинга, переданных за 9 месяцев 2023 года, составило около 480 тыс. штук, что на 70% выше, чем за первые девять месяцев 2022 года. Для сравнения: в рекордном на данный момент 2021 году за 9 месяцев клиентам было передано 418 тыс. новых предметов лизинга. По итогам года объем рынка составит немного выше уровня 2021 года, - прогнозирует НРА.

«Посттравматическое» восстановление лизингового рынка продолжает поддерживаться малыми и средними предприятиями (МСП). По оценкам НРА, доля МСП в лизинговой отрасли на конец третьего квартала составила около 77%, доля прочих сегментов (крупного бизнеса и государственных компаний) - 23%

Наиболее активные лизинговые получатели в сегменте МСП – средние предприятия, доля проникновения лизинга в этот сегмент составляет около 45%. Доля проникновения лизинга в сегменте малых предприятий в два раза меньше. НРА объясняет это невысокой финансовой устойчивостью предприятий в этом сегменте.

Малые средние предприятия обычно обращаются за лизингом в двух основных случаях, рассказывает начальник отдела продаж СГБ-Лизинг Нина Разинькова. Либо это расширение деятельности, либо замена оборудования. На сегодняшний день это чаще обновление оборудования. «К нам чаще всего обращаются за лизингом автомобилей, спецтехники, медицинского оборудования, есть сделки с недвижимостью», - говорит она. С точки зрения отраслевой принадлежности большинство лизингополучателей у СГБ-Лизинг – представители торговли, грузоперевозок, экспортноориентированные предприятия, в сегменте медицинского оборудования – клиники и медицинские центры.

 

Прогноз прироста

 

«Наиболее быстрыми темпами растут объемы нового бизнеса в сегменте автотранспорта, за 9 месяцев 2023 года рост в натуральном выражении составил около 70%. Это связано как с мерами государственной поддержки (компенсации скидки лизингодателю на авансовый платеж) колесной техники, так и с продолжающейся активностью в строительной отрасли, а также с циклом замены грузового и корпоративного автотранспорта», - пишут аналитики НРА.

Стоит оговориться, что по данным исследования НРА, наибольшие темпы роста демонстрирует лизинг недвижимости (139%). Однако аналитики агентства в своем отчете на первое место ставят все же автотранспорт, объясняя это тем, что «сделки в недвижимости - это редкость в лизинге, там происходят, как правило, единичные сделки, поэтому крупные цифры прироста немного вводят в заблуждение. По- настоящему большой рынок - это рынок автотранспорта, где действительно происходит большое количество сделок».

Также в НРА отмечают, что нехватка транспортных средств и в целом подорожание автотранспорта сказывается на скорости восстановления отдельных сегментов. В сегменте легкового транспорта количество предметов лизинга в 2023 году выросло приблизительно на 20%, в то время как в сегменте подержанных автомобилей рост составил более 100%. Похожая картина наблюдается и в сегменте легких коммерческих автомобилей. В сегменте же грузовых автомобилей ситуация выглядит ровно наоборот – лизинг новых автомобилей вырос на 70%, в то время как рынок подержанной техники приблизительно на 40%. Если в сегментах подержанной техники продолжает доминировать бренды из «западных» стран, то в сегменте новой техники лидерство постепенно захватывают китайские и российские марки.

Дефицита предложения на рынке нет, но в части техники и автотранспорта набор марок практически полностью поменялся, наиболее популярных раньше европейских почти не осталось, разве что в сегменте б/у, рассказывает Нина Разинькова. По ее словам, для лизингополучателей это в новинку, некоторые даже отказываются от приобретения, поскольку не знают, как долго им прослужит транспорт или техника, сколько будет стоить обслуживание и ремонт и т.д., то есть им сложно просчитать экономическую эффективность сделки. Однако на общий уровень спроса это почти не влияет, поскольку обновление и расширение парка необходимо как для поддержания текущей деятельности компаний, так и для выхода в ниши, освободившиеся после ухода западных конкурентов.

Быстро идет и восстановление сегмента спецтехники – по данным НРА, за 9 месяцев рост нового бизнеса составил около 65% по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года. Это, в первую очередь, связано с программой государственной поддержки. Но и здесь восстановление неоднородно. Наиболее быстрый рост (более 50%) наблюдался в дорожно-строительной технике, подъемной технике и прочей спецтехнике, в то время как сегментах складской техники и сельскохозяйственной техники рост составляет менее 20%. Высокий рост также наблюдается и в сегменте железнодорожного лизинга, что, в первую очередь, вызвано переориентацией грузовых потоков на восточное направление. «Мы оцениваем этот прирост в натуральном выражении за 9 месяцев 2023 года в размере приблизительно 80%», - пишут аналитики НРА.

Наблюдается положительный прирост нового бизнеса и в сегменте производственных активов (около 50% за 9 месяцев 2023 года). Производственные сектора существенно пострадали от санкций, так как существенная доля оборудования на российских предприятиях была импортного производства. Сложившаяся ситуация создает хорошие условия для лизинга – текущий курс государства на развитие отечественной производственной базы позволяет прогнозировать сохранение темпов прироста в этих сегментах на высоком уровне, считают в НРА.

Что касается общих прогнозов на будущее, то по мнению НРА, ужесточение денежно-кредитной политики во второй половине 2023 года затормозит восстановительный рост, так как возросшие лизинговые платежи могут стать «заградительным барьером» для основных клиентов лизинговой отрасли – предприятий МСП. Замедление будет частично нивелировано сокращением кредитных спредов между высококачественными и высокодоходными заемщиками. Также негативно на рынке может негативно сказаться то, что цикл обновления корпоративного и грузового автотранспорта подходит к концу. «Мы ожидаем, что объемы нового бизнеса в 2024 году вырастут не более чем на 7%–10%. Скорость роста будет зависеть от темпов прироста инвестиций, динамики кредитования, а также государственной поддержки отраслей, особенно промышленного сектора. При благоприятных условиях восстановления промышленной базы России наибольшего прироста нового бизнеса в 2024 году мы ожидаем увидеть именно в сегменте производственного оборудования», - резюмируют аналитики НРА.

Также в агентстве отмечают, что в условиях структурного кризиса лизинг является одним из наиболее привлекательных инструментов финансирования капиталовложений и важнейшим импульсом в развитии предпринимательской деятельности. К его преимуществам относятся: возможность обновления основных фондов при минимальных вложениях; отсутствие требований дополнительного обеспечения; получение скидок на приобретаемое имущество от лизинговой компании, участвующей в госпрограммах льготного лизинга; и высокая скорость осуществления сделки. Лизинг не ухудшает балансовые показатели организации, а также позволяет снизить издержки за счет возможностей уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, принятия к вычету НДС, отсутствия необходимости оплаты налога на имущество и транспортного налога при операционном лизинге.